10 (и даже больше) советов, как вывести ресторан из минуса в плюс | chef.ru
Поиск

10 (и даже больше) советов, как вывести ресторан из минуса в плюс

Бренд-шеф Cafe Claret и Marius (Санкт-Петербург) Александр Богданов поделился уникальным опытом, а мы постарались записать самое-самое.

Введение

Последние несколько лет у нас в стране происходит поток событий, который влияет на ресторанный бизнес, и заставляет нас в этом потоке маневрировать.

Понятно, что не существует единой верной формулы — если бы она была, мы все были бы успешны и зарабатывали бы кучу денег. Я поделюсь тем, что мы сделали для того, чтобы «поднять» убыточный ресторан Claret, который находился в огромной «яме». Мы вывели его в большой плюс, который позволяет нам работать дальше.

Многие могут спросить — о каком минусе мы вообще говорим, если ресторан находится при отеле, у которого всегда есть подушка безопасности в виде постояльцев. Вот только на самом Claret это никак не сказывается, зато влияет на Marius, у которого 33% выручки составляют завтраки.

Claret — это ресторан с отдельным входом, который работает только на «улицу». В 2020 году, когда я только присоединился к проекту, моей основной задачей было с 7% вырасти в какой-то понятный уровень. 

С 2021 года среднегодовая выручка выросла почти в два раза. Это нас безумно радует, и прирост есть и сейчас — 10-15-20% (от месяца к месяцу он варьируется). Процент гостя стал составлять 44% — мы не потеряли постояльцев отеля в числовом эквиваленте, но у нас появилось огромное количество посетителей «с улицы».

Мы уменьшили фудкост. Говорят, что хороший кост в ресторане — это 25%. Это труднодосягаемая цифра, но, например, у нас в Marius он составляет 23-24%. Только нужно учитывать, что это ресторан про пиво, водку, пельмешки и домашнюю котлетку. Люди там уплетают чебуреки за обе щеки — понятно, что это дешевый продукт, который позволяет сохранять такую себестоимость. 

В Claret другая ситуация, так как там в основе концепции заложен мой авторский взгляд на европейскую кухню. Да, у нас очень возросли траты на маркетинг. Мы рекламируемся везде и всюду — любое наше действие уходит в СМИ, а еще мы приглашаем большое количество блогеров, и так далее. 

Чистая прибыль, рентабельность, выросла с нуля до 17,1% на данный момент, что, в общем-то, неплохо. В Marius, например, она составляет 32%. Мы этим гордимся — это то, что с валовой выручки остается нам.

Как мы выходили из сложных ситуаций? Расскажу для начала, какие они у нас были. 

  1. Нехватка квалифицированного персонала. Она до сих пор сохраняется, и мы пребываем в шоковом состоянии по этому поводу. К нам приходят ребята с величайшим самомнением о себе, но при этом ничего в этой жизни не понимают.
  2. Рост зарплатных ожиданий персонала. Даже с тем, что мы всегда закладываем кост в 10-15% в год, нас это не спасает. Но при этом, в среднем по году, мы всегда сохраняем значение в 22% — это то, что мы тратим на ФОТ.
  3. Очешуительный рост цен на продукты.
  4. Невнятные расходы в отчетах, которые никто не мог объяснить.
  5. Появление гибридных форматов — это «удар» по ресторанам. Человеку приятно прийти в многоформатный фудкорт всей семьей, а там уже каждому можно выбрать, что он хочет.
  6. Расход на обслуживание ресторана. Цифры возросли дико.
  7. Отток гостей. Все мы понимаем почему — на это повлияли пандемия и последующие события.
  8. Изменение вкуса гостя. Мы находимся при отеле, и огромное количество гостей у нас — это москвичи. Нам повезло, что у нас есть москвичи — так мы можем и ценник немножко поднимать. Но вкус изменился, уже никто не хочет есть какие-нибудь условные «плёнки» из томатов. Мы заметили рост заказов на пельмени, котлеты, борщи — и под эти показатели мы активно подстраиваемся.

Какие действия мы предприняли, чтобы решить эти вопросы?

Понять кто ты и где ты. К примеру, у нас каждый день проходят 15-минутки, где мы разбираем отчеты. Что мы ввели?

  • Ежедневные/еженедельные/ежемесячные отчеты
  • Еженедельное выборочное снятие остатков
  • Инвентаризацию за определенный период
  • Марочный отчет
  • Собрания с шефами и су-шефами несколько раз в неделю

Резать и кромсать. У нас есть лимиты абсолютно на все. Это позволяет всем держать руку на пульсе. Что мы ввели?

  • ФОТ как процент от выручки
  • Лимиты: на питание персонала, лимиты на списания, лимиты на хоз. товары, лимиты на проработки
  • Мотивации и системы депримирования
  • Вычислили «воровскую группировку», которая осуществляла денежные махинации

Структурировать команду ваших «пиратов». Как пример: у нас четко расписано, кто чем занимается. Никто не «залезает» на территорию другого, и в случае провала понятно, кто виноват. Что мы ввели?

  • Четкую структуру управления и «своё место/роль» для каждого сотрудника
  • Чек-листы
  • Алгоритмы действий для сотрудников, которые определяют порядок работы
  • Control freak (каждый сотрудник следит за выполнением установленного алгоритма)
  • Мотивацию кухни (процент от продаж, выезды на мероприятия, выезды на гастроли и конкурсы)

Творчество. Что мы пересмотрели и ввели нового?

  • Доработали концепцию заведения и разделы меню
  • «Вау»-подачи
  • Презентации меню
  • Обучение кухни и персонала
  • Обработку фидбэка от гостей

Выйти в свет. Есть несколько инструментов: например, коммуницировать с журналистами и лидерами мнений. Важно просто дружить. Поздравлять, например, с днем рождения, со свадьбой, ничего не ожидая взамен. Что мы сделали?

  • Нашли коммуникационное агентство по душе и определили вектор развития
  • Создали уникальный проект «внутри» своего (например, «Пикники Гельвеции»)
  • Наладили коммуникацию с журналистами и лидерами мнения и научили персонал воспринимать их должным образом
  • Стали участвовать в b2b мероприятиях

Выступление Александра Богданова состоялось во время образовательного форума «ЗАВТРАк ШЕФА» в мае 2024-го года.

ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ

БЫСТРЫЙ ВХОД НА САЙТ